Истории и рассказы

- 1 -

Гонки в классе «Олимпик» на Клязминском водохранилище. В очень слабый ветер яхты идут из Пирогова на финиш, расположенный напротив клуба им. Баранова. Впереди с большим отрывом идет Юра Шаврин вдоль правого берега. Для того чтобы пройти к финишу, ему необходимо пересечь фарватер, по которому медленно идет колесный буксир («шлепанец») с огромным плотом из бревен. Кто не знает что это такое, так как в ближайших к Москве водах такие караваны давно уже не ходят, напоминаю: длина каравана более 500 метров, скорость 2-3 узла, длина буксирного троса около 100 м. Пока еще был небольшой ветер, Шаврин стал обгонять этот караван. Но ветер стих, и скорости яхты и каравана с плотом сравнялись. Поэтому, чтобы финишировать, Шаврину нужно было или обогнать караван, что было невозможно, или вернуться назад и потерять все шансы на победу в гонке. Тогда Шаврин отпустил штаг, положил мачту и под буксирным тросом протащил яхту на другую сторону.


- 2 -

Победитель всевозможных парусных гонок Валентин Манкин в начале своей карьеры не брезговал разными уловками для победы. Он организовал в Киеве школу молодых дарований, где кроме обучения азам гонок проводилось обучение всяким каверзам, которые должны были уметь делать его ученики для того, чтобы помешать другим яхтсменам во время гонок конкурировать с Манкиным (прикрыть конкуренту ветер, подловить на левом галсе и т.п.). Это знали многие гонщики. Он своим ученикам обеспечивал хорошую матчасть «с барского плеча» и самых лучших брал на крупные Всесоюзные соревнования.

Был со мной такой случай. На Черноморской регате в г. Бердянске я в первой гонке подходил к первому знаку первым, идя на огибание правым галсом. В непосредственной близости от знака ко мне приблизился левым галсом один из учеников Манкина Лукьянов. Столкнулся со мной и схватился руками за борт моей яхты с извинениями, но при этом не отпускал меня до тех пор, пока Манкин первым не обогнул знак. Протеста я не подал, т.к Лукьянов не был для меня конкурентом. А дальше произошло следующее: когда я после гонки подошел к берегу, меня уже ждал Манкин с любезно подвинутой к берегу тележкой моего финна и со словами: «В этой серии ты можешь ходить перед НАМИ левым галсом».


- 3 -

Последняя гонка Московской регаты. «Мудрая» судейская коллегия проложила дистанцию с одним оттяжным знаком около Капустина. Яхты должны были огибать этот знак, уходя на дистанцию и возвращаясь обратно. Таким образом на этом знаке встречались яхты, идущие навстречу друг другу. Я обогнул с большим отрывом знак первым в своем классе (финн) и правым галсом курсом галфвинд пошел на финиш, до которого оставалось совсем немного. Навстречу мне с наветра левым галсом шел звездник. Сильно шквальнуло. Звездник накренился и, несмотря на довольно большое расстояние до меня, зацепил своими краспицами топ моей мачты. Яхты не могли расцепиться, и мне пришлось забраться на мачту звездника, чтобы освободить свою яхту. Время было потеряно, а вместе с ним и победа на регате.


- 4 -

Не помню какие, но крупные Московские соревнования. Очень сильный ветер. Множество перевернутых яхт. Драконы буквально лежат без хода на боку с полощущими парусами. Подхожу к финишу. Пересекаю линию вторым или третьим и ищу где-нибудь спасения. Главное судейское судно «Грозный» - корабль нашего клуба «Труд», который должен после гонок отбуксировать яхты в клуб. Обойдя его спереди, подхожу к корме и прошу разрешения зачалиться. Судья Ришин без долгих слов отталкивает меня от кормы корабля в сторону финишной линии, которую мне приходится пересечь еще раз, и мне засчитывают приход по второму пересечению, так как «мудрая» судейская коллегия ввела в инструкцию для облегчения собственной работы пункт о повторном пересечении финишной линии, в то время как согласно ППС яхта считается финиширующей сразу после первого касания финишной линии при условии, что затем она должна полностью ее пересечь. После этого она уже не считается участником гонки и любые ее неправоправные действия после этого могут рассматриваться только как дисциплинарные нарушения не имеющие отношения к данной гонке.


- 5 -

Старт гонки в Москве. Ветер почти нулевой. У правого стартового знака почти неподвижная толпа яхт. Места у знака нет. После сигнала «старт» идущий впереди гонщик свешивается с кормы своего финна, руками вытаскивает стартовый знак (маленький флажок на куске пенопласта) и переставляет его так, что штук пять идущих сзади яхт оказываются за пределами стартовой линии. Судьям этот гениальный маневр не виден, так как они находятся у судейской будки на берегу слева от стартовой линии, а судейского катера справа от стартовой линии не было. Некоторые из этих яхт ушли в гонку, оставив стартовый знак слева от себя, более совестливые развернулись и повторно зашли на старт.


28 января 2011 года



- 6 -

Старейший яхтсмен Москвы и конструктор яхт и судостроитель Николай (Владимирович ?) Григорьев проводил множество семинаров и занятий по вопросам архитектуры яхт, их конструкции и других парусных вопросов. Проводил их весьма квалифицированно и остроумно. Обязательно во время этих занятий рассказывал забавные случаи из парусной жизни. Помню одну «жуткую» историю: он с двумя друзьями пересекал на швертботе мелководное Азовское море. Где-то вдали от берегов яхта в слабый ветер села на мель. Экипаж - все трое вылезли из яхты и разбрелись в разные стороны в поисках места, где кончается мель. Яхта, на которой паруса были подняты, освободившаяся от веса команды сама снялась с мели и отправилась в самостоятельное плаванье. Догнать яхту вплавь они не сумели и остались в одних трусах, стоять посреди бескрайнего моря. Их спасло лишь то что неуправляемая яхта, сделав большой круг, вернулась обратно.


- 7 -

Когда появился новый вид парусных судов – парусная доска, стало вполне доступно любителям приобретать этот «снаряд» и заниматься этим видом спорта. Большинство из них не имело никакой яхтенной квалификации и никакого представления о правилах парусных соревнований и правил обеспечения безопасности. Однако все он были молоды и очень хотели быть лучшими среди себе подобных. Поэтому появилось стремление организовывать парусные гонки на парусных досках. Однажды, когда я случайно оказался в Пирогово, небольшой коллектив энтузиастов, в составе которого были Московские судьи, стал проводить такую гонку. Кто-то из них, кто меня знал как судью всесоюзной категории, попросил поработать в судейской коллегии. Гоночной инструкции не было, поэтому действия судей ограничились постановкой стартовой линии и устного объяснения порядка прохождения дистанции. В какой-то непонятный момент времени был дан старт, при этом никто не фиксировал номера стартовавших яхт, тем более, что на многих судах их вовсе не было. Сразу после старта из всех ближайших уголков и бухточек вышло несметное количество разнокалиберных парусных досок, которые присоединились к гоняющимся. На дистанции происходило непонятно что, например, невыполнение непременного условия парусных гонок - право на дорогу правого галса, или условия запрещения касания яхт во время гонок. На знаках дистанции судей не было, и никто не фиксировал прохождение. Зато на финише были приняты все, кто пересек финишную линию. Я не стал участвовать в работе такой судейской коллегии.


- 8 -

Первенство СССР в восьмидесятые годы в Севастополе. Я назначен главным судьей, председатель Жюри судья всесоюзной категории Никита Сергеевич Дитлов. Незадолго до этого вышло разъяснение IJRU о методике определения нарушений типа пампинг. Наибольшую актуальность эти нарушения имеют в классе яхт Виндсерфинг. При определении этих нарушений фиксируется раскачка яхт и паруса не в такт волне, ускоренное продвижение яхты относительно рядом идущих яхт, частота раскачиваний. В связи с тем, что от ряда участниц поступили устные жалобы на одну из спортсменок, что она активно использует пампинг, было решено, что группа судей выйдет на дистанцию и проследит наличие признаков нарушения у участниц гонок. В составе группы был я и Никита Сергеевич. Было зафиксировано весьма заметное и грубое нарушение этого правила у одой из участниц. Это действительно была та участница на которую жаловались спортсменки. В соответствии с Гоночной инструкцией на доске объявлений судейской коллегии было вывешено сообщение о вызове спортсменки на заседание жюри для разбора, кроме того в гавани где стояли суда этого класса по громкой связи этот вызов был продублирован. Однако на заседание жюри спортсменка не пришла и по докладу – протесту наблюдавшей нарушение группы судей участница была дисквалифицирована на эту гонку. Никакой обратной реакции от спортсменки не последовало. Однако когда соревнования завершились, и были вывешены окончательные результаты, в судейскую коллегию пришла спортсменка (решалась судьба первого места в этих гонках), ее тренер и ее мама, которые в весьма оскорбительной форме требовали отменить дисквалификацию. Протест подан не был, часть участниц, которые могли быть свидетелями, уже разъехались, каких либо новых фактов, на основании которых можно было повторно рассмотреть этот случай, названо не было. Поэтому судейская коллегия отказала в повторном рассмотрении. По возвращении в Москву я узнал, что по этому протесту в ВКС подана аппеляция и на очередном заседании ВКС без вызова председателя Жюри и других свидетелей, кроме меня, аппеляция была удовлетворена. При этом активную роль в принятии этого решения, как я потом узнал, принимала мама спортсменки, имеющая связи в руководстве федерации. Примечателен факт, что в дальнейшем никаких успехов в более крупных соревнованиях за рубежом, где связи мамы могли повлиять на результат, эта спортсменка, как я знаю, не имела. Я после этого случая прекратил свое участие в судействе.


3 февраля 2011 года



- 9 -

В соответствии с решением Олимпийского комитета Олимпиада в Москве была названа «Москва 80». Языком Олимпиады должен был быть государственный язык страны, где проводится Олимпиада, т.е. русский плюс английский язык (в некоторых видах спорта вместо английского французский) независимо от того в каких республиках или городах страны проводятся некоторые виды соревнований (например футбол и парус). Для Парусной регаты был определен Таллинн, где силами всей страны бы построен современный парусный центр, потребовавший проведения очень большого объема дноуглубительных и строительных работ. И вдруг руководством республики Эстония название Парусных соревнований Московской Олимпиады было изменено на «Таллинн 80». Соответственно государственным языком для Олимпиады был назван малоизвестный в мире эстонский язык плюс английский. Был предложен свой символ Олимпиады и выпущено огромное количество сувениров с этим символом. Сразу же это привело к осложнениям. Так Эстония не имела достаточного количества квалифицированных опытных парусных судей, а русскоязычные судьи из других республик, которые по ранее проведенному в СССР конкурсу, заслужили право на судейство Олимпиады, не владели эстонским языком, поэтому для оперативной связи между судейскими кораблями, на которых в основном работали русскоязычные судьи, были посажены эстонские солдаты с рациями, которым надо было переводить с русского языка на эстонский сообщения и команды главной судейской коллегии на другой корабль, где эстонский радист снова, с помощью переводчика, доводил информацию до судьи. Естественно никакой оперативности и точности в таком общении не было. Такая же сложность была со всей судейской документацией. Заседания судейской коллегии также хотели проводить на эстонском языке. Все это к счастью выяснилось на предшествующей Олимпиаде Балтийской регате. Поэтому эту ситуацию срочно пришлось исправлять с помощью вмешательства правительственных органов власти. В итоге все было приведено в соответствие с положением по Олимпийским играм и соревнования были проведены на высоком уровне, но понервничать пришлось.


- 10 -

Во время проведения одой из гонок Олимпиады, которая пришлась на день ВМФ, внезапно на дистанцию Браво, на большой скорости ворвался торпедный катер. На мостике катера при всем параде стоял офицер, которому, как выяснилось впоследствии, захотелось после соответствующих праздничных возлияний посмотреть гонку и самому покрасоваться. Этот любознательный офицер был крепко наказан руководством ВМФ.


- 11 -

В гостиничном комплексе Олимпиады на территории парусного центра было предусмотрено многое для комфортного пребывания участников. В частности был создан молельный дом, в котором можно было за счет смены внутренних декораций, обеспечить проведение молитв для любой религии кроме иудейской (не совместима с исламом). Один из участников Олимпиады привез в качестве талисмана живого поросенка, которому также были обеспечены условия проживания. Во всех помещениях парусного центра стояли автоматы Кока Кола, из которых бесплатно наливалась кока кола и газированная вода, эти автоматы после отказа американцев участвовать в Олимпиаде исчезли за одну ночь. Ряд фирм (Адидас, Арена и др.) бесплатно обеспечил рабочей и другой одеждой и обувью судей и персонал обслуживающий соревнования. Для этого у всех судей предварительно узнавали размеры одежды и обуви. Однако когда дело дошло до экипировки судей, мы застали помещения заваленные обрывками упаковки и в лучшем случае нам выдавали одежду не больше 44- 48 размеров. В то же время в этой одежде в городе разгуливало множество людей не имеющих никакого отношения к Олимпиаде.


4 февраля 2011 года



Наверх

Используются технологии uCoz